Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
системы охлаждения двигателя
Все нижеописанное делалось на карбюраторной зубилке со старым
ЧЯ,
высокой панелью и венгерской комбинацией приборов.
Основные задачи доработки - получить индикацию работы, возможность
принудительного включения и работы, вне зависимости от положения ключа
зажигания,
электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и, самое главное,
сделать
это красиво.
Первый вариант
Данный вариант является практически беззатратным и идеологически
правильным:
"...Для принудительного включения вентилятора достаточно замкнуть на корпус
контакт 6.9 черного ящика, а плюс при включении вентилятора радиатора появляется
на
контакте 5.5 черного ящика..." (цитата из
FAQ по переднеприводным
автомобилям).
|
В качестве индикатора включения
вентилятора удобно использовать свободную лампочку "CHECK ENGINE"
(контакт 11
белой колодки комбинации приборов). По смыслу тоже подходит.
:-) |
Выключатель можно установить в любое удобное для место, например,
на место выключателей
подогрева передних сидений или омывателя фар.
Второй вариант
Данный вариант является более затратным и трудоемким, чем первый,
но более изящным и красивым.
Заодно позволяющий избавится от проблемы "восьмого предохранителя".
Снимаем накладку комбинации приборов. Подробнее о процессе снятия
элементов панели
приборов можно прочитать
в FAQ,
посмотреть на сайте фирмы "Noisebuster"
или в
журнале ЗР, 1999, #10.
|
1 - датчик включения вентилятора
2 - вентилятор, 3 - ЧЯ, 4 - выключатель, 5 - индикаторная
лампочка |
Новое реле включения вентилятора с кронштейном для крепления можно
поставить в салоне или в
моторном отсеке. Я установил его в салоне, под торпедой. Частично используя
штатную проводку, выполнил
соединения компонентов согласно схемы. Внимание: силовые провода (на схеме
показаны толстыми линиями)
обязательно должны иметь большое сечение. Провода в салон проложил через
резиновую заглушку корректора
фар. В качестве лампочки индикации включения вентилятора я использовал
контрольную лампу
"CHECK ENGINE" КП. Для защиты контактов датчика включения вентилятора
от
ЭДС впаял между
его контактами диод КД212.
|
"Синий" - так провода
были проложены до переделки. "Красный" - а так после. |
В ЧЯ,
между контактами 87 и 30
реле К9 установил перемычку, которую изготовил из двух клемм "папа" и куска
толстого медного провода. Это
необходимо для того, чтобы цепи электродвигателя и обмотки реле его включения
были защищены
предохранителем. На все контактные соединения нанес смазку для контактов.
В процессе работы разобрал, почистил и смазал моторчик вентилятора,
изменил схему прокладки
проводов от электродвигателя вентилятора, вместо 4-х лопастной крыльчатки
установил 8-и лопастную от
ВАЗ-2110. После ее установки, субъективно, увеличился поток воздуха проходящего
через радиатор,
значительно снизились низкочастотный аэродинамический шум и вибрации при
работающем вентиляторе. Но
низкочастотная вибрация, передаваемая на кузов, осталась. Отчасти это связано с
отсутствием одного из креплений кожуха вентилятора к радиатору (при разборке,
из-за закисшеей резьбы,
была частично удалена площадка крепления на радиаторе).
3 августа 2001 г.
Вышеописанная схема успешно эксплуатировалась более 1,5 лет и
никаких неисправностей в процессе работы не возникало.
Включение вентилятора хорошо контролируется визуально и на слух (т.к. реле
включения установлено в салоне).
В процессе эксплуатации авто состояние ЧЯ
стало внушать некоторые опасения и я решился его поменять. Вариант приобретения
ЧЯ или плат
старого образца не имел для меня
смысла из-за неудачной конструкции держателей предохранителей. По финансовым
соображением невыгодным был
признан и вариант приобретения модернизированного ЧЯ
старого образца с флажковыми предохранителями. Единственный оставшийся вариант -
установка
ЧЯ нового образца
(2114-3722.010).
|
Размер файла со схемой
47Кб. |
Как и предполагалось установка нового устройства прошла без
осложнений. На этом можно было бы и
закончить, но тут мне захотелось нечто большего - сделать более элегантной
конструкцию принудительного
включения вентилятора и индикации. После недолгого созерцания электрических схем
ЧЯ нового образца
и автомобиля, решил
использовать в качестве реле включения вентилятора реле стеклоподъемника К3
(обозначение по
http://www.samara-faq.auto.ru).
Единственное "неудобство" которое меня поджидало - данное реле имело
положительное управление,
в отличие от отрицательного в существующей схеме.
Моторный отсек. Изменяем подключение диода на клеммах
датчика включения вентилятора.
Массовый провод датчика включения вентилятора установленного на радиаторе
отсоединяем (откусываем) от клеммы
в колодке правой блок-фары, припаиваем на него кольцевую клемму и подсоединяем
ее к выводу 30 генератора
(бортовое напряжение +12В). По хорошему в эту цепь надо врезать предохранитель
на 1А.
Салон. В колодке Ш4 (красного цвета) удаляем оранжевый
провод соединяющий контакты
Ш4.3 и Ш4.8.
Следует отметить, что второй вариант без переделок может быть
реализован и для
ЧЯ других
типов.
11 июля 2003 г.
Я надеюсь, что вы дочитали до этого места.Весь описанный выше колхоз
с изменением штатной проводки вентилятора повторять не надо! Понятно? Да? "А что же
делать?!" - спросите вы. А вот что...
|
Электрическая cхема. Правильный
вариант |
Реле размещено за левой головной фарой. там есть несколько подходящих отверстий.
7 августа 2009 г.