Методы определения искусственных материалов (пластмасс)

(по материалам статьи "Теплый подход к пластмассе и... металлу" ЗР, 1997, #12)

К моему большому сожалению, на сайте журнала "За Рулем" отсутствует электронная версия вышеупомянутой статьи. Понимаю, что данная публикация неким образом нарушает авторские права журнала, и готов убрать ее со своей странички, если вышеупомянутой статьи появится на сайте журнала.

Сварка пластмассовых деталей возможна только, если они изготовлены из термопластических пластмасс (термопласты), которые при нагревании переходят в вязкотекучее состояние, а также с теми, что растворяются в соответствующих растворителях. К первым относятся полипропилен (решетки радиаторов, спойлеры, панели приборов, бамперы,рулевые колеса, внутренние накладки дверей), полиэтилены высокого и низкого давления (рукоятки, щитки, кнопки, кожухи отопителей) и полиамид; ко вторым - полистирол, целлюлозацетат и т.д. Детали изготовленные из термореактивных пластмасс (дуропласты) ремонтируются клеевым способом.

Прозрачность

прозрачный/непрозрачный 

ABS, MF, PA, PE, PF, POM, PP, PS, PTFE, PUR, PVC-U, PVC-P, UF, EP

прозрачный 

CA, PC, PMMA, PS, PVC-U, PVC-P, UP
Качество на ощупь

восковитость 

PE, PP, PTFE

твердость/пластичность 

ABS, CA, MF, PA, PC, PMMA, PF, POM, PPS, PPO, PS, PUR, PVC-U, UF, UP, EP
Разрыв при растяжении

нет разрыва 

PA, PE, PP, PPS, PVC-U, PVC-P

мягкий разрыв/"тянучесть" 

ABS, PC, POM, PPO, PUR, PVC-U

хрупкий излом 

MF, PMMA, PF, PS, UP, EP
Плавучесть в воде

плавает 

PE, PP, PPS, PUR

тонет 

ABS, CA, MF, PA, PMMA, PF, POM, PPO, PS, PTFE, PVC-U, PVC-P, EP
Горючесть

воспламеняемый 

ABS, CA, PA, PE, PMMA, POM, PP, PS, PUR, UP

трудновоспламеняемый 

MF, PC, PPS, PPO, PVC-U, PVC-P, UF, EP

самозатухающий 

MF, PA, PC, PP, PPO, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF

коптящий 

ABS, CA, PC, PS, UP, EP

некоптящий 

PA, PE, PMMA, POM, PP, PPS, UF
Пламя

желтое, яркое 

ABS, MF, PC, PMMA, PF, PS, PUR, UF, UP, EP

светлое с голубым 

PE, PP, PPS

голубоватое 

PA, POM

желто-зеленое 

CA, PVC-U, PVC-P
Запах при нагреве

восковатый 

PE, PP, PPS

роговины 

PA

сладковатый 

ABS, PMMA, PS, UP

смолы, дегтя 

PP, PPO

резкий, едкий 

POM, PUR, PVC-U, PVC-P, EP

рыбы 

MF, POM, UF

бумаги, уксуса 

CA, PF

не типичный 

PC, PTFE
Растворимость в тетрахлоруглероде

клеится 

PS

становится матовым 

PPO

не клеится 

ABS, CA, MF, PA, PC, PE, PMMA, PF, POM, PP, PPS, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF, UP, EP
Растворимость в уксусе, эфире

клеится 

ABS, PC, PPO, PS

становится матовым 

CA

не клеится 

MF, PA, PE, PMMA, POM, PP, PPS, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF
Устойчивость к царапанью ногтем

устойчив 

ABS, CA, PA, PC, PMMA, PF, POM, PP, PPS, PPO, PS, PVC-U, UF, UP, EP

не устойчив 

PE, PTFE, PVC-P

Далее, я привожу два отчета, непонятно откуда у меня взявшихся.

From: "Max Gubin" 
Newsgroups: relcom.wheels
Subject: ремонт пластмассовых бамперов
Date: Thu, 19 Jun 1997 17:08:39 +0300
--------

В принципе, существует много разных способов, в ЗР я видел как минимум 3.
Но все они заточены на случай, когда бампер треснул или отвалился кусочек.
У меня-же развалилась вся левая часть бампера, причем внутри он был
заполнен какой-то пеной.

Ремонт прошел в два этапа с периодом в год. Так получилось потому, что
сначала я хотел сделать как-нибудь, что-бы заменить потом на б/у. Но через
почти год б/у так и не купил, а ремонтированная часть держалась и я ее
довел до товарного вида.

Короче все делалось так:

При ударе о дерево разбилась фара, помялось крыло и капот (оцените силу
удара). Бампер развалился на кучу мелких частей, большинство из которых
были сцеплены между собой, некоторые совсем отвалились. Для начала я
"собрал" бампер, "сложив" его и наклеил сверху много-много (6 и более)
слоев широкого скотча, делая своеобразное скотчевое папье-маше. Потом из
бампера (точнее из левой части). Была удалена вся пена. Совсем отвалившиеся
куски пластмассы были приклеены изнутри к скотчевому папье-маше. Вся
поверхность пластмассы изнутри была зачищена и обезжирена. Вовнутрь была
положена стеклоткань, для удобства закрепленная в некоторых местах каплями
супер-клея. Затем все это дело было тщательно пролито обычным советским
эпоксидным клеем.

Через сутки внутренность бампера была заполнена монтажной пеной. Ее
название я не помню, но она немецкая, было написано для монтажных работ,
балончик на 50 литров пены. На нем нарисовано закрепление с помощью пены
оконной рамы и каких-то труб. Укладывать пену пришлось в несколько слоев,
т.к. в нее надо укладывать крепежные детали. Тут важно их правильно
поместить с учетом того, что при ошибке придется опять срезать пену, но
режется она легко.

После застывания пены  я снял скотчевое папье-маше. На удивление бампер
получился вполне приличным ;-).

Конечно, части пластмассы изогнулись и торчали наружу/вовнутрь, в некоторых
местах проглядывала стеклоткань.Но метров со 100 он выглядел отлично ;). А
потом покрылся грязью, зимой льдом и вообще не выделялся. Бампер получился
достаточно прочный, я им "толчком", без последствий, открывал достаточно
тяжелые ворота на даче ;). Но наступила весна и я стал подумывать, как
привести его в порядок.

Я проделал несколько экспериментов и обнаружил, что автомобильная шпаклевка
производства Тиккурилы (Финляндия) и грунт их-же производства нормально
держатся на пластмассе бампера и стекловолокне. Из других я испытовал нашу
эпоксидную шпаклевку - отваливается от пластмассы и грунт MOTIP - тоже не
престает.

Далее с помощью паяльника я максимально разравнял погнутую пластмассу.
Зачистил бампер снаружи и зашкурил, обезжирил. Уложил в большие щели
шпаклевку "для заделки больших дефектов" (так написано в русской анатации).
Опять зашкурил, обезжирил и покрыл мелкие неровности шпаклевкой "для
заделки мелких дефектов". Затем покрыл грунтом из аэрозольного балончика
тремя слоями с перерывом в 5 минут. Через час покрасил аэрозольной краской
ABRO.

Конечно, если сравнивать левую и правую половину, то видно, что на
ремонтированной части немного по другому сделаны скосы, есть небольшая
"волна" по поверхности. Но, наверное, более аккуратный исполнитель смог бы
добиться идеального исправления.

Макс Губин Ford Sierra 2.3D

=====

From: "Max Gubin" 
Newsgroups: relcom.wheels
Subject: Конец отремонтированного бампера ;(.
Date: Sun, 10 Aug 1997 12:25:02 +0300
--------

Если кто помнит, я описывал как ремонтировал пластмассовый бампер своей
сиерры. Так вот вчера я провел его последнее испытание - крэш тест по
собственной глупости.

Спешил, проезжал перекресток по второстепенной дороге в поселке
"Скотное" (как название?). Въезд был в горку и главная дорога вправо не
просматривалась, а слева по ней тянулась бесконечная вереница дачников.
Заметив небольной разрыв я тронулся газанув, чтобы проскочить и тут-же
увидел летящую справа четверку. Несмотря на героические усилия
пришлось боднуть ее в заднее крыло. Мужику деньги я отдал сразу - 100$ за
крыло вроде нормально. Но мой ремонтированный бампер оказался на
высоте! Он погасил удар, не допустил повреждения моей жестянки и
сохранил фары. Правда от него кое-где отскочила шпаклевка и порвалось в
одном месте стекловолокно.

Что-бы не расстраивать домашних я вчера-же заехал на разборку и купил б/у
бампер, т.к. ремонтировать было-бы долго.

From: Evgeny Novikov 
Newsgroups: relcom.wheels
Subject: Ремонт пластикового бампера
Date: Mon, 16 Mar 1998 11:50:47 +0300 (WSU)
--------

  Первый раз  мне  заваривали  умеренно  побитый бампер в ТЦ
"Варшавский" и сделали  весьма  качественно.  Второй  раз  я
делал это сам по той же технологии.

  Для ремонта понадобятся:
1. Устройство  для  размягчения  (до   плавления)   пластика
узконаправленного действия.  В  ТЦ  "Варшавский"  пользуются
воздушным термопистолетом:  воздух от  компрессора  проходит
через нагреватель с рукояткой и узким соплом.  Я пользовался
ручной газовой  горелкой,  которая  заправляется  газом  для
зажигалок. В  Москве  их  легко  найти  в крупных магазинах,
торгующих импортным инструментом.  Цена от 80 до 150 руб  в
зависимости от   комплекта   насадок.   Видимо,  подойдет  и
пропановая горелка,  которые  раньше   везде   продавали   в
комплекте из 5 шт.
2. Дополнительные куски  такого  же  пластика,  из  которого
сделан бампер.  Проще  всего  подобрать  на свалке или возле
автосервиса.
3. Ассистент, если бампер разбит на куски.

  Процедура
1. Отмойте бампер от грязи.
2. Самая важная операция.
   Острым ножом  обрежьте  углы  свариваемых  кромок  как  с
наружной  так  и с внутренней стороны.  Иными словами,  если
изначально края трещины в разрезе выглядели как ][, то после
обрезания  должно  стать  ><.  В  образовавшиеся треугольные
канавки будет  укладываться  расплавленный  пластик.
3. Из  кусков  дополнительного  пластика  нарежьте "палочки"
прямоугольного или  квадратного  сечения  шириной,  примерно
равной   ширине   канавок.
4. Начинайте  заваривать  от  "тупиковой"  стороны  трещины.
Сначала   расплавьте   участок  канавки  длиной  5-10  мм  и
приложите  к  нему  палочку.  Прогрейте  прилипший   участок
палочки,  чтобы  он  расплавился.  Двигайте  пламя/воздушную
струю вдоль по канавке,  одновременно расплавляя "палочку" и
укладывая  ее  на  расплавленный  участок.  На  заплавленной
канавке сверху должен оставаться выступ,  т.е. в сечение она
должна иметь форму "горки".  Заплавьте всю трещину изнутри и
снаружи.
5. После  сращивания  таким  способом  всех  трещин  еще раз
"проварите" швы  для  их  укрепления  и  снятия  напряжений.
Нагревайте  "шрамы"  до плавления.  Можно еще и "плющить" их
сверху  металлическим  предметом.
6. Обработайте снаружи напильником,  шкуркой.  Готово.  Если
наплавляемый материал тот же, швов не видно.

Полезные ссылки

24 ноября - 3 декабря 2001 г.


2001 Vladimir Volokh
Сайт управляется системой uCoz