Автомобили "Волга", "Святогор", "Газель", "Соболь" и "Князь Владимир" оснащаются электромеханическим корректором фар (ЭКМФ), разработанным на одном из предприятий Ижевска. Вскоре это полезное устройство должно появиться на тольяттинских малолитражках, где оно может разместиться на месте штатного гидрокорректора, и на зиловских "бычках". Кроме того, ЭКМФ поступает уже в продажу.
Публикуемая здесь принципиальная схема позволит в случае необходимости самостоятельно отремонтировать в общем-то не слишком сложную электронику. Правда, изготовитель предупреждает: в период гарантийного срока (24 месяца или 40 000 км пробега) лучше блоки не вскрывать, иначе теряется право на бесплатный ремонт.
ЭКМФ состоит из трех небольших коробочек: в одной - электронные платы и регулятор положения фар, в двух других - исполнительные электродвигатели с планетарными редукторами и потенциометрами обратной связи. Последние (R3 в блоках А2) нужны, чтобы заданное водителем положение фар не изменялось со временем и не зависело от прогрева элементов схемы, колебаний напряжения питания и других внешних факторов. Вся система работает на принципе непрерывного сравнения напряжений, поступающих от задатчика (блок резисторов с переключателем SA1) и движка потенциометра обратной связи, который механически связан с выходным валом моторедуктора. Как только положение фары по какой-либо причине изменится, последует разбалансировка измерительной схемы и на выходе микросхемы компаратора (DA1 или DA2) появится напряжение коррекции - двигатель вернет фары "на место". Эти микросхемы, пожалуй, самые дорогие и дефицитные компоненты всего устройства - ТСA0372 фирмы "Моторола" (США). Независимо от типа корпуса (8- или 16-выводной), нумерация выводов соответствует указанной на схеме, однако во втором случае все задействованные выводы расположены с одной стороны микросхемы. К сожалению, разработчики не нашли российского аналога сдвоенному компаратору, способному отдать в нагрузку ток до 1 А.
Поскольку для питания микросхем требуется стабильное напряжение, не зависящее от колебаний в бортовой сети, в состав электронного блока входит стабилизатор на транзисторах VT1-VT3. В состоянии покоя, когда положение фар соответствует заданному, ЭКМФ потребляет не более 50 мА, а при работе моторов - до 1 А. При этом весь процесс перемещения оптических элементов из одного крайнего положения в другое занимает не более 20 с.
Тем, кто захочет поставить электромеханический корректор на автомобиль, не рассчитанный на подобное устройство, нужно знать, что полный ход штока составляет 7 мм, а усилие на нем должно быть приложено точно вдоль оси и не превышать 80 Н. При этом ход элемента управления фарой должен быть заведомо большим, чем ход штока, чтобы моторедуктор не работал "на упор". Если же в вашей машине предусмотрена установка гидрокорректора, то никаких сложностей вообще не должно возникнуть, потому что ЭКМФ по всем посадочным размерам полностью с ним взаимозаменяем. Надо будет лишь проложить необходимые жгуты проводов (входящие в комплект) и подсоединить ножку 13 разъема к проводу, на котором при включении ближнего света фар появляется напряжение +12 В.
Web-сервер "За рулем"
ОАО "За рулем" 1997-98
All rights reserved