Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя

Все нижеописанное делалось на карбюраторной зубилке со старым ЧЯ, высокой панелью и венгерской комбинацией приборов.

Основные задачи доработки - получить индикацию работы, возможность принудительного включения и работы, вне зависимости от положения ключа зажигания, электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и, самое главное, сделать это красиво.

Первый вариант

Данный вариант является практически беззатратным и идеологически правильным: "...Для принудительного включения вентилятора достаточно замкнуть на корпус контакт 6.9 черного ящика, а плюс при включении вентилятора радиатора появляется на контакте 5.5 черного ящика..." (цитата из FAQ по переднеприводным автомобилям).

[Индикаторная лампочка на
комбинации приборов]
В качестве индикатора включения вентилятора удобно использовать свободную лампочку "CHECK ENGINE" (контакт 11 белой колодки комбинации приборов). По смыслу тоже подходит. :-)

Выключатель можно установить в любое удобное для место, например, на место выключателей подогрева передних сидений или омывателя фар.

Второй вариант

Данный вариант является более затратным и трудоемким, чем первый, но более изящным и красивым. Заодно позволяющий избавится от проблемы "восьмого предохранителя".

Снимаем накладку комбинации приборов. Подробнее о процессе снятия элементов панели приборов можно прочитать в FAQ, посмотреть на сайте фирмы "Noisebuster" или в журнале ЗР, 1999, #10.

[Электрическая
cхема]
1 - датчик включения вентилятора 2 - вентилятор, 3 - ЧЯ, 4 - выключатель, 5 - индикаторная лампочка

Новое реле включения вентилятора с кронштейном для крепления можно поставить в салоне или в моторном отсеке. Я установил его в салоне, под торпедой. Частично используя штатную проводку, выполнил соединения компонентов согласно схемы. Внимание: силовые провода (на схеме показаны толстыми линиями) обязательно должны иметь большое сечение. Провода в салон проложил через резиновую заглушку корректора фар. В качестве лампочки индикации включения вентилятора я использовал контрольную лампу "CHECK ENGINE" КП. Для защиты контактов датчика включения вентилятора от ЭДС впаял между его контактами диод КД212.

[доработка
вентилятора]
"Синий" - так провода были проложены до переделки. "Красный" - а так после.

В ЧЯ, между контактами 87 и 30 реле К9 установил перемычку, которую изготовил из двух клемм "папа" и куска толстого медного провода. Это необходимо для того, чтобы цепи электродвигателя и обмотки реле его включения были защищены предохранителем. На все контактные соединения нанес смазку для контактов.

В процессе работы разобрал, почистил и смазал моторчик вентилятора, изменил схему прокладки проводов от электродвигателя вентилятора, вместо 4-х лопастной крыльчатки установил 8-и лопастную от ВАЗ-2110. После ее установки, субъективно, увеличился поток воздуха проходящего через радиатор, значительно снизились низкочастотный аэродинамический шум и вибрации при работающем вентиляторе. Но низкочастотная вибрация, передаваемая на кузов, осталась. Отчасти это связано с отсутствием одного из креплений кожуха вентилятора к радиатору (при разборке, из-за закисшеей резьбы, была частично удалена площадка крепления на радиаторе).

3 августа 2001 г.


Вышеописанная схема успешно эксплуатировалась более 1,5 лет и никаких неисправностей в процессе работы не возникало. Включение вентилятора хорошо контролируется визуально и на слух (т.к. реле включения установлено в салоне).

В процессе эксплуатации авто состояние ЧЯ стало внушать некоторые опасения и я решился его поменять. Вариант приобретения ЧЯ или плат старого образца не имел для меня смысла из-за неудачной конструкции держателей предохранителей. По финансовым соображением невыгодным был признан и вариант приобретения модернизированного ЧЯ старого образца с флажковыми предохранителями. Единственный оставшийся вариант - установка ЧЯ нового образца (2114-3722.010).

[Электрическая cхема. Вариант
2]
Размер файла со схемой 47Кб.

Как и предполагалось установка нового устройства прошла без осложнений. На этом можно было бы и закончить, но тут мне захотелось нечто большего - сделать более элегантной конструкцию принудительного включения вентилятора и индикации. После недолгого созерцания электрических схем ЧЯ нового образца и автомобиля, решил использовать в качестве реле включения вентилятора реле стеклоподъемника К3 (обозначение по http://www.samara-faq.auto.ru). Единственное "неудобство" которое меня поджидало - данное реле имело положительное управление, в отличие от отрицательного в существующей схеме.

Моторный отсек. Изменяем подключение диода на клеммах датчика включения вентилятора. Массовый провод датчика включения вентилятора установленного на радиаторе отсоединяем (откусываем) от клеммы в колодке правой блок-фары, припаиваем на него кольцевую клемму и подсоединяем ее к выводу 30 генератора (бортовое напряжение +12В). По хорошему в эту цепь надо врезать предохранитель на 1А.

Салон. В колодке Ш4 (красного цвета) удаляем оранжевый провод соединяющий контакты Ш4.3 и Ш4.8.

Следует отметить, что второй вариант без переделок может быть реализован и для ЧЯ других типов.

11 июля 2003 г.


Я надеюсь, что вы дочитали до этого места.Весь описанный выше колхоз с изменением штатной проводки вентилятора повторять не надо! Понятно? Да? "А что же делать?!" - спросите вы. А вот что...

[Электрическая cхема.
            Правильный вариант]
Электрическая cхема. Правильный вариант

Реле размещено за левой головной фарой. там есть несколько подходящих отверстий.



7 августа 2009 г.

2001, 2003, 2009 Vladimir Volokh

Сайт управляется системой uCoz